8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как смотреть выставку Komar; Melamid

Как смотреть выставку Komar & Melamid. Куратор — о новом проекте Музея современного искусства

22 марта в Московском музее современного искусства открывается масштабная выставка основоположников соц-арта Виталия Комара (ударение на первый слог) и Александра Меламида, в 1970-х решивших изменить ход истории искусства, купивших душу у Энди Уорхола и вдохновивших Дмитрия Пригова, Олега Кулика и многих других отечественных художников.

Экспозиция, занявшая 16 залов филиала музея на Петровке, разделена на две части. Одна посвящена периоду работы дуэта в СССР, а другая — жизни в эмиграции (с 1978 года Комар и Меламид живут и работают в США). Своеобразной транзитной зоной между ними служит инсталляция 1977 года Transstate из коллекции парижского Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

Гид по выставке Komar & Melamid — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Что такое «Комар и Меламид»

Это один собирательный персонаж, придуманный двумя художниками — Александром Меламидом и Виталием Комаром. Один — сюрреалист. Другой — экзистенциалист. Объединились, оставили свои манеры, судьбы, биографии и создали сообщество «Комар и Меламид», или Komar & Melamid Inc. Этот коллективный автор, не просто дуэт двух художников. В нем всегда кто-то еще звучит — зрители, друзья, кураторы, галеристы, даже животные.

Статья в тему:  В какие игры можно поиграть вдвоем онлайн на телефоне

Дуэт появился на свет в начале 1960-х в Строгановском училище, где учились оба художника. А в 1972 году они придумали соц-арт — объединили главенствующий тогда в СССР официальный стиль соцреализма и идеи американского поп-арта. Брендированные банки концентрированного супа или газировки, как Энди Уорхол, они не изображали. Комар точно сказал по этому поводу: «В обществе тотального дефицита поп-арта быть не может».

От поп-арта они взяли главный принцип — выбор общедоступного и общепринятого в ущерб локальному, местному, элитарному, национальному. Всю жизнь Комар и Меламид пародировали авангард и модернизм как сектантский закодированный язык и продвигали его альтернативу — стиль политических диктатур и народный, мещанский китч. «Мы деконструировали соцреализм как идеологию и открыли его как искусство», — говорил Меламид.

Почему эта ретроспектива важна

Во-первых, потому что знакомство с современным отечественным искусством наконец перешло в фазу персональных выставок. Раньше у нас и публика, и музейщики предпочитали говорить на общие темы, например, что такое современное искусство. Но по мере расширения популярности совриска (современного искусства) перешли к детальному изучению и показу творчества отдельных художников.

Московский музей современного искусства тут был пионером. Начали с самых выдающихся — с Эрика Булатова, с Ильи Кабакова и других крупнейших нонконформистов. За последнее десятилетие состоялся обзор основных фигур, но, как ни странно, из него выпали Комар и Меламид, изменившие сам ход русского искусства.

Статья в тему:  С какой вероятностью выпадают вещи в доте 2

Собственно, они первые художники мирового уровня, возникшие в московском художественном подполье 1970-х годов. Их первыми признал мир как продолжателей русского исторического авангарда и как коллег западных поп-артистов и концептуалистов. А в отечественную культуру они внесли дух политической пародии, пересмешничества, игру со стилями искусства, с визуальными языками модернизма, китча, тоталитаризма.

Их метод — говорить от лица придуманных персонажей — оказался очень востребованным. Перформанс «Человек-собака» Олега Кулика, стихи Дмитрия Александровича Пригова про «милицанера» созданы под огромным влиянием Комара и Меламида.

Что еще есть и будет на выставке

Фактически каждый из 16 залов выставки представляет какой-то проект. В помощь зрителю издана брошюра-путеводитель. В ней два замечательных московских философа Елена Петровская и Олег Аронсон, а также культуролог Юлия Лидерман и ваш покорный слуга комментируют проекты Комара и Меламида зал за залом.

Хочу отметить и экспозиционеров, или, как говорят на Западе, режиссеров выставки, — художника Ирину Корину и архитектора Илью Вознесенского. Корина — один из лучших российских художников современности — придумала удивительные фоны для работ Комара и Меламида. Эти фоны составлены из типичных советских фактур, узнаваемых отделочных материалов разных учреждений и организаций (поликлиника, красный уголок, вещевой рынок и так далее), которые предполагаются, но не названы в работах.

Наконец, на выставке произойдут два интересных события. Одно — это аукцион по продаже русской духовности, выражением которой служат, по наблюдениям Комара и Меламида, идеальные геометрические тела белого цвета — круги, квадраты, треугольники.

Статья в тему:  Что такое комьюнити в доте

Второе событие — это аренда вашей души. Под руководством и контролем Комара и Меламида все желающие смогут совершить сделку по передаче души на долговременное материально ответственное хранение в Московский музей современного искусства, лично его исполнительному директору Василию Зурабовичу Церетели. Скрепленный соответствующими подписями сертификат об этой сделке сразу станет еще одним экспонатом выставки, а по ее окончании поступит в фондохранилище музея. И пребудет в нем до того момента, сказано в тексте сертификата, «пока Всевышний, судьба или природа (нужное подчеркнуть) не затребует душу себе».

Скупка душ стала первым проектом, реализованным Комаром и Меламидом при переезде в США в 1978 году. В нем приняли участие около тысячи американских граждан, продавших фирме Komar & Melamid Inc свои души. В их числе был один из главных деятелей поп-арта Энди Уорхол. Он передал Комару и Меламиду свою душу совершенно бесплатно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector