Я из Wargaming: что значит быть программистом
Делать игры мечтал с детства. По образованию я эколог. До этого была школа с экологическим уклоном.
В индустрии я уже больше десяти лет. Попал в нее относительно легко: разместил резюме, через день позвонили и позвали «разрабатывать под мобилки» в небольшую, известную в узких кругах компанию Incubus. Ничего удивительного — в 2004 году в Минске игроделов можно было по пальцам пересчитать и отечественный геймдев был в зачаточном состоянии. Со временем, конечно, ситуация поменялась.
Вторым местом работы стала TikGames. По меркам того времени это был уже игрок покрупнее и гораздо известнее — в компании успела поработать приличная часть моих нынешних коллег 😉
Затем была Dava Consulting, которая впоследствии вошла в состав «Гейм Стрим». Так в моей жизни появился World of Tanks Blitz.
Мне всегда нравилось делать игры. К этому лежит душа. Писать код для скучных приложений, наверное, не смог бы.
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
- Работа Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен).
- Исследование ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых.
- Выступление на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
- Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.
Основное
World of Tanks — это массовая многопользовательская онлайн-игра, полностью посвящённая бронированным машинам середины XX века. У игроков есть возможность плечом к плечу сражаться с поклонниками стальных гигантов со всех уголков планеты, отстаивая свои претензии на мировое танковое господство.
Продвинутая система прокачки и развития позволит вам испытать любую из машин, представленных в игре. Нравится ли вам изматывать противника на юрких лёгких танках, совершать неистовые прорывы на универсальных средних, испепелять врагов исполинскими «тяжами» или вы желаете стать первоклассным снайпером, управляя дальнобойной артиллерией, — машина любого класса может быть поистине смертоносным орудием в руках настоящего профессионала.
Однако даже самые сильные игроки не смогут добиться успеха в одиночку. В World of Tanks всё решает коллектив, а победа достигается за счёт слаженной работы команды, где каждому игроку отводится своя роль.
Убойная атмосфера танковых баталий
Являясь ММО-экшеном, игра не ограничивается рамками только этого жанра. World of Tanks не признаёт клише и штампов, предоставляя игрокам жанровое многообразие.
Шутер. Подвижная камера может превратить игру из экшена от третьего лица в полноценный шутер, позволяя уничтожать врагов как в обычном, так и в снайперском режиме.
РПГ. Ваша машина — не просто бронированное орудие на гусеницах. Это живое, постоянно развивающееся существо, которое нужно растить и укреплять. Заработанные в сражениях опыт и кредиты позволят вам исследовать и покупать более совершенные элементы для вашего «боевого коня», улучшая тем самым его первоначальные характеристики.
Экшен. Командные операции по обнаружению и ликвидации вражеских танков, равно как и внезапные столкновения с противником, потребуют от вас молниеносной реакции и быстрых, эффективных действий.
Стратегия. В World of Tanks действует простое правило: не геройствовать бездумно. Грамотное распределение ролей и эффективное планирование совместных действий — ключ к общему успеху.
Сразу в бой
Любой желающий сможет совершенно бесплатно скачать клиент World of Tanks и вступить в бой сразу же после установки игры. Никакого утомительного ожидания: развитие экипажа, получение доступа к новым танкам и открытие более совершенных модификаций происходит в рамках динамичных PvP-сражений, участвовать в которых можно в любое время.
Разнообразие боевых карт
Огромные поля Восточной Европы, узкие улочки немецких городов или воссозданная легендарная Прохоровка — всё это лишь малая часть того, что ожидает игроков. Большое количество карт с открытой местностью и плотными городскими застройками позволят не только насладиться многообразием пейзажей, но и применять тактические уловки, исходя из конкретных боевых условий.
Танковый передел мира
Разделённая на провинции Глобальная карта доставит огромное удовольствие любителям клановых войн. Захваты вражеских территорий, альянсы с другими кланами для уничтожения общего противника, выгодная торговля и гибкая дипломатия — в World of Tanks правит не только величина калибра, но и дальновидная политика.
Что сами геймеры говорят о зависимости?
Многие игроки говорят, что их онлайн-жизнь не влияет на социальную жизнь или здоровье. Но так считают не все.
Матус Микус вынужден был стать участником онлайн-форума Game Quitters (“Бросившие Игру”), на котором собираются несколько тысяч участников. Там общаются люди, которые отвернулись от игр, после того, как их отношения с родными и близкими распались из-за игромании.
- Они взломали тысячи принтеров ради ютубера ПьюДиПая. Теперь им страшно
- Netflix против всех
- Fortnite: хакеры-подростки зарабатывают тысячи долларов в неделю на воровстве чужих аккаунтов
Джеймс Гуд знает о своей игромании: однажды он играл 32 часа без перерыва. После такого опыта ему стало невмоготу учиться в университете.
“Мои оценки упали до нуля, я не ел и не спал, а пытался уйти от проблем с помощью игр,” – рассказывал он. Столь интенсивная игромания сказалась на его здоровье.
Автор фото, Getty Images
Только в Британии 32,4 миллиона геймеров
“Игры активируют центры удовольствия в вашем мозгу, и другие вещи не приносят вам столько радости”, – считает геймер. – “Я думал тогда: ‘Зачем мне проводить время с друзьями, когда я могу играть в видеоигры?'”
Джеймс признается, что впал в депрессию, но не стал говорить, что её причиной стали игры.
Он добавил, что игры в подростковом возрасте не были проблемой, потому что он совмещал их с активной жизнью, занятиями спортом и походами. Однако без родительского надзора в университете игры превратились из досуга в одержимость.
Итак, начнем с танков, которые обладают высокой альфой.
Классический пример здесь – КВ-1С, тяжелый советский танк шестого уровня, альфа топового орудия которого составляет 390. Это очень высокое значение для шестого уровня, стоит сказать, что разовый урон в 390 даже на восьмом уровне среди тяжелых танков является отличным показателем.
За такую большую альфу КВ-1С расплачивается долгой перезарядкой, для топового орудия она составляет порядка пятнадцати секунд. Если для десятых уровней это в порядке вещей, то для шестого уровня это очень долгая перезарядка. По сути, на протяжении пятнадцати секунд после выстрела танк практически беззащитен.
Какие следствия это влечет для тактики?
- Во-первых, каждый выстрел очень важен, стрелять нужно только при почти полной уверенности в попадании и пробитии. Не нужно пытаться сбить гусеницу противнику, это не ваша задача. Часто лучше не выстрелить и немного подождать, чтобы не тратить снаряд попусту.
- Во-вторых, большую важность приобретает наличие укрытия, за которым вы скроетесь на время перезарядки, и наличие союзников, которые отвлекут противника.
Так что танки с высокой альфой сильно зависят от команды. В начале боя всегда просите союзников о помощи и прикрытии, даже если вы в топе. В целом, союзники должны навязывать противнику бой, а вы только выкатываться, наносить большой урон и опять скрываться за укрытием. Даже если у вашего танка хорошая броня, все равно высокая альфа предполагает именно перестрелку в «качелях».
Экономическая правда
Существует несколько методов заработка в онлайн-играх. Они отличаются количеством времени, которое игрок готов уделить этому занятию, суммами, которые он может на этом заработать, и легальностью или нелегальностью заработка. Причем нелегальные способы — доступнее.
Продажа аккаунтов
Продажа аккаунтов — распространенное явление в мире “геймеров”. Если новичкам не хочется тратить время на “раскачку”, они могут купить аккаунт. Процесс заработка прост: нужно создать одну или несколько учетных записей в игре, достигнуть в них определенных результатов и затем их продать.
Стоимость аккаунта зависит от игры и успехов, которых добился игрок. Чем игра популярнее, тем выше спрос и, соответственно, стоимость.
Есть ресурсы, на которых можно купить “прокачанные” аккаунты.
Так, цена на учетную запись в игре World of Warcraft варьируется от 88 грн за аккаунт первого уровня без особых достижений до 27,5 тыс грн за аккаунт максимального уровня с множеством достижений и редких персонажей. Таких платформ множество, а для самых ленивых даже есть объявления на Olx.
Продажа героев или “вещей”
Если игрой предусмотрена возможность передавать вещи или героев другим игрокам, на этом тоже можно заработать, хоть и нелегально. Разработчики пресекают такие продажи, но изобретательные игроки обходят запреты.
Так, в 2013 году в соцсети Reddit была совершена самая дорогая покупка в игре Dota 2: курьер Ethereal Flames Pink War Dog был куплен за 38 тыс долл.
Особенность этого курьера заключается в его цвете. Он розовый, а этот цвет не входил в число десяти шаблонных цветов. Предмет не дает никаких преимуществ в игре, только выполняет свою основную функцию — переносит предметы, купленные или полученные другими героями.
Есть сайты, на которых игроки продают менее дорогие и более полезные предметы для игроков Dota 2. Цены стартуют от пары гривень за предметы декора до десятков тысяч за редкие предметы экипировки.
“Прокачка” аккаунтов
Опытные игроки могут монетизировать свои знания различных игровых стратегий, совершенствуя аккаунты других пользователей.
В случае “прокачки” или, как это называют сами игроки, “буста” (от англ. boost — способствовать росту) пользователь передает все данные об аккаунте другому человеку и платит ему за то, чтобы тот максимально быстро улучшил его персонажа. После этого он возвращает аккаунт обратно.
Есть ресурсы для совершенствования аккаунтов в разных играх, например, в World of Tanks. Там игрокам помогают улучшить аккаунт, поднять статистику и заработать награды. Стоимость поднятия статистики в WOT — 315 грн за 40 боев и 786 грн за сто боев, где не менее 65% сражений будут выигрышными.
Среди этих способов заработка распространено мошенничество. “Торговые” опции не предусмотрены официально, все сделки происходят на доверии. Обычно на игровых форумах или в группах в соцсетях создают темы, где можно почитать отзывы о “продавцах” и советы, как не попасться на обман.
В связи с махинациями в индустрии возникла профессия “гарант”. Гаранты — это посредники в сделке, они получают логин и пароль от первого игрока и деньги — от второго. Зарабатывают гаранты на проценте от сделки.
Стриминг
Стриминг (от англ. streaming — потоковое вещание) — это видеотрансляция в режиме реального времени с комментариями игрока.
Наиболее популярный канал — Twitch. Там есть стримы профессиональных и непрофессиональных геймеров, а также стримы игроков, которые освещают киберспортивные соревнования. Зарегистрироваться там может каждый, а монетизировать свои старания можно тремя способами.
Первый — получая проценты за платную подписку пользователей на свой канал. Чем больше зрителей, тем выше заработок.
Второй — “донаты” (от англ. donate — дарить, жертвовать) — пожертвования. Цель пожертвований у каждого может быть своя. Некоторые делают это, чтобы задать вопросы в эфире (каждый “донат” показывается с сообщением во время трансляции), подшутить над стримером или просто “засветиться”.
Иногда стримеры используют манипуляции, комментируя эти сообщения и провоцируя отправителей писать еще. Другие хотят просто поддержать или отблагодарить стримера за полезную информацию или хорошую игру.
Третий — баннеры или видео с рекламой. Система такая же, как и на Youtube. Стример получает плату за рекламу до, во время или после трансляции. Некоторые “стримят” об улучшении аккаунта, совмещая два вида заработка.
Стримингом может заняться каждый. Главное — найти свою аудиторию. Успех зависит от подвешенности языка и умения работать с публикой.
Так, девушка Карина с ником sharishaxd собрала большее количество подписчиков, чем бывшие победители турниров по Dota 2. Все это — за счет взаимодействия с подписчиками, которые “донатят”. Стримы Карины отличаются сквернословием, а интернет-издания называют ее одиозной.
Сейчас у нее более 12 млн просмотров и почти 500 тыс подписчиков. По подсчетам игроков ее прибыль составляет 300-400 тыс долл в год.
В целом, если найти свою нишу, это прибыльное занятие. Журнал Forbes даже сделал подборку самых влиятельных стримеров в сфере гейминга в 2016 году.
Школы гейминга
Самые предприимчивые игроки, начав играть раньше других, набрались определенных знаний, получили популярность и теперь проводят онлайн-курсы для новичков и даже создают школы гейминга.
“Сложно удержаться от аналогии с обычным спортом, когда в подобной роли выступали ДЮСШ. Разница лишь в том, что ДЮСШ были госучреждениями, а “прогейминг-фермы”, как правило, частная инициатива”, — объясняет региональный менеджер компании Wargaming Дмитрий Базилевич.
Вне зависимости от местонахождения таких школ они работают на русскоязычную аудиторию разных стран. То есть если школа находится в Беларуси, украинцы или россияне могут учиться в ней онлайн.
“Особенность украинского киберспорта заключается в том, что у нас существует и культивируется понятие СНГ. То есть говорить, что украинский киберспорт развивается отдельно от российского, нельзя”, — поясняет представитель киберспортивной организации G2 esports Дмитрий.
При желании любой человек может научиться играть, а именитые игроки или комментаторы на пенсии — стать преподавателями.
Оценить деятельность таких школ пока сложно, но сам факт их появления и существования говорит о том, что игровая индустрия растет и развивается.
Ставки
Как и в любом другом виде спорта, в киберспорте существуют тотализаторы. Поставив на любимую команду, можно выиграть деньги.
Ставки делаются на наиболее популярные онлайн-игры: Dota2, Starcraft 2, League of Legends, World of Tanks, CS:GO, а также на самые крупные турниры: The International, DreamHack, SLTV Starseries, Starladder, Raidcall. Подобными ставками занимаются крупные букмекерские конторы.
Есть специальные сайты, на которых делают ставки именно на киберспорт. На подобных ресурсах можно делать ставки и на турниры поменьше.
По данным SuperData, Newzoo и Eilers Research, на киберспорт за 2016 год в мире было принято ставок на 6-8 млрд долл. Как и сам киберспорт, бизнес по приему ставок на него развивается стремительными темпами.
Однако такой метод заработка можно относить к киберспорту условно. Ставки можно делать на все, а заработок, который лучше определять как выигрыш, зависит не от игровых умений, а от аналитических способностей и удачи.
Киберспорт
Наиболее прибыльный заработок посредством онлайн-игр — киберспорт. Это вид спорта, где люди профессионально играют в компьютерные игры.
Есть разница между геймером и киберспортсменом: в компьютерные игры играют многие, но немногие делают их своей профессией. “Если ты плаваешь в свое удовольствие, но не участвуешь в соревнованиях, это не значит, что ты стал профессиональным пловцом”, — говорит Дмитрий из G2 esports.
Шанс попасть в киберспорт есть у любого геймера. По словам Дмитрия, нужно много играть и смотреть, как играют профессионалы.
Как отбирают игроков в команду? “Это сложный процесс, который можно сравнить со сборкой пазла. До конца не понятно, правильно ты собираешь пазл или какие-то части поставил не туда, а какие-то потерял”, — рассказал основатель молодой киберспортивной команды pro100 Михаил Харьковский.
По его словам, главный фактор — будущие перспективы: если игрок с помощью команды может стать мировой звездой, то он интересен.
“Следует быть самокритичным, не стоять на месте, развиваться, узнавать новое, оттачивать навыки, “прокачивать” уверенность в себе и быть готовым посвятить игре кучу времени”, — советует капитан команды pro100 Дмитрий Лемещук начинающим игрокам, которые хотят стать киберспортсменами.
Однако эти усилия окупаются. В зависимости от профессионализма команды зарплата игрока может колебаться от 100 долл до 10 тыс долл в месяц и выше.
“Топовые игроки зарабатывают десятки тысяч долларов, но это рискованная работа. Только топ-100 игроков в дисциплинах получают хорошую зарплату, все остальные не получают ничего либо получают очень мало. Если вы не можете быть лучшим, то тут вам ничего не светит”, — говорит Харьковский.
У киберспортсмена есть зарплата по контракту и призовые с турниров, которые делятся между игроками, тренером, менеджером и аналитиком. Выиграв один раз на турнире мирового уровня, можно безбедно существовать всю жизнь.
Так, призовой фонд наибольшего ежегодного турнира по Dota 2 The International в 2016 году превысил 20 млн долл. Команда, которая заняла первое место, получила почти 50% призового фонда — 9,121 млн долл.
Ежегодно фонд стремительно растет. Так, в 2012 году призовой фонд турнира составил 1,6 млн долл, в 2013 году — 2,8 млн долл, в 2014 году — почти 11 млн долл, в 2015 году — почти 17 млн долл, в 2016 году — 20 млн долл.
Помимо зарплаты, вся команда или отдельный игрок могут заключить спонсорский и рекламный контракты.
Киберспорту пророчат большое будущее. По данным Newzoo в 2016 году этот рынок составил 696 млн долл, это 41,3% роста по сравнению с 2015 годом. По мнению исследователей, до 2020 года он превысит 1 млрд долл.
В исследовании той же компании говорится, что в 2016 году Украина вошла в мировой рейтинг доходов от компьютерных игр. Она находится на 43 месте с доходом 189 млн долл. На первом месте — Китай, доходы от игр в котором составили 27 млрд долл, на втором — США, на третьем — Япония.
Давным-давно в далёком-далёком ангаре…
Мои игровые пристрастия нельзя назвать специфическими, большинство тайтлов из личного топ-10 известны на весь мир и имеют широкое комьюнити. Свежестью от подборки тоже не пахнет, ведь когда твой любимый жанр — MMORPG, идти в ногу со временем в плане гейминга вряд ли получится. И даже вне папок с World of Warcraft и Lineage 2 мой ПК не может похвастаться необычными трендами: Civilization, Minecraft, Path of Exile, League of Legends… Резюмируя: общий признак всех моих любимых игр — социальная составляющая. В каждом из тайтлов другие люди являются неотъемлемой частью игрового процесса, формируют его, украшают своей уникальностью.
World of Tanks идеально соответствует этому критерию, поэтому в свое время я не обошла эту игру стороной. Это был 2013 год, мне было немного за 18 лет, а скилл оставлял желать лучшего. К счастью, чем моложе сама игра, тем больше людей месятся на низких рангах, поэтому в WoT я была «своей» — винрейт редко поднимался выше 40%, а наличие артиллерии давало возможность не чувствовать свою бесполезность, ведь изредка я всё же шотала врага и по-настоящему собой гордилась. Не осуждайте, сейчас мне действительно стыдно за такое нубство!
Я помню как сейчас: каждый крутой залп по вражеской технике встречался положительными комментариями в чате, а неудачи сопровождались красным словцом от особенно тильтующего тиммейта. Предвзятого отношения к моей личности в WoT не было, так как по нику Alady_Lam нельзя однозначно сказать, что я женщина, и никто не ходил вокруг павлином. Для тиммейтов я была просто нубасом, не более, а для самой себя — бравой танкисткой!
Разменяв тысячу боёв, я отправилась покорять новые горизонты — снесла World of Tanks много лет назад и не вспоминала бы о ней, если бы не работа на Cybersport.ru. В 2021 году игнорировать тот факт, что игра набрала колоссальное комьюнити, стало попросту невозможно. Помимо отчетов от Wargaming, я читаю исследования сторонних аналитических компаний, вижу статистику просмотров и общаюсь с разными геймерами — все показатели WoT из разных источников кричат, что игра находится на пике популярности в СНГ.
«Что привлекает людей в World of Tanks в 2K21?» — думала я. Раньше казалось, что от этой игры устаешь даже больше, чем от MOBA. Однообразные бои, локации, стратегии… «Глаз замыливается, и голова начинает болеть», — размышляла я, но все же рискнула вернуться и посмотреть. Оказалось, что так я никогда еще не ошибалась!
World of Tanks — командный free-to-win экшн, посвященный боевым машинам середины XX века. 110 000 000 игроков по всему миру участвуют в динамичных сражениях и отстаивают права на глобальное танковое господство. В игре представлено более 350 боевых машин из СССР, Германии, Франции, США, Англии, Китая и Японии.
Механика World of Tanks развивает стратегическое мышление и учит слаженно действовать в команде. В игре нельзя купить победу и мастерство. Платные возможности, которые открывает игровая валюта — золото («голда»), лишь ускоряют процесс прокачки аккаунта: за золото вы можете купить премиум-аккаунт и получать вдвое больше опыта и кредитов за бой, а также приобретать редкую технику и украшать свой танк уникальными эмблемами и камуфляжем. Победы зависят только от вас! Подробности — в игре.