Ушли из World of Tanks Blitz и открыли Blitz Team
Ушли из World of Tanks Blitz и открыли Blitz Team. Кирилл Поляков о том, как сделать игру без танков, кораблей и СЕО
Кирилл Поляков и Виктор Клещенко стояли у истоков World of Tanks Blitz. Полтора года назад они ушли из компании и основали свою геймдев-студию Blitz Team, которая разрабатывает мобильный PVP-шутер Battle Prime. dev.by поговорил с Кириллом о том, каково это — уходить из суперуспешного проекта. О спорах вокруг названия, конкуренции и софт-лонче новой игры (не танки!) на Филиппинах.
Кирилл, ещё полтора года назад вы с Виктором были сотрудниками Wargaming, а сейчас владельцы своей студии. Расскажите, как всё начиналось.
Мы хорошо друг друга знали — пять лет вместе «пилили» мобильные «танки». Поэтому довольно легко решились на самостоятельное приключение. Сейчас уже сложно вспомнить, кто первый сказал: «А давайте попробуем что-то ещё».
В свободное время мы играли в PUBG Mobile. Потом вышла Fortnite. Все игровые студии делали что-то похожее. И мы поняли, что тягаться с акулами, за которыми стоят миллиарды долларов, будет тяжело. Но есть рынок, который органично зайдёт на эту же аудиторию — сейчас игроки, которым уже поднадоели «Королевские битвы», ищут для себя новые развлечения. И мы решили делать короткие, сессионные шутеры для мобильных платформ. Эта ниша ещё не до конца раскрыта. Нам кажется, там можно сделать гораздо больше, чем предлагают текущие игроки. Там есть свои лидеры, но мы можем их догнать и перегнать — предложить рынку следующее поколение мобильных шутеров.
Кроме того, у нас большая техническая и дизайнерская экспертиза именно в шутерах и аркадных играх. В первом проекте решили делать ставки на то, что умеем делать.
Об игре World of Tanks Blitz
Особенности:
– Огромный мир танков: более 350 уникальных и эксклюзивных боевых машин с тщательно проработанными 3D-моделями. Исторически достоверная техника, экспериментальные танки по чертежам известных инженеров, бронированные монстры из популярных альтернативных вселенных;
– Динамичные сражения 7х7 с различными режимами на более чем 25 боевых аренах. Каждое боевое столкновение непредсказуемо, так как исход зависит от вас и вашей команды;
– Захватывающий экшен. Внутриигровые события с участием редких транспортных средств в качестве награды и сражений с совершенно другим игровым процессом;
– Стрелялка с развитой системой прокачки. Исследование техники от танков 1 уровня до чудовищных машин 10 уровня. Разное оружие, снаряжение, камуфляж и повышение шансов на выживание;
– Великолепная трехмерная графика, которая автоматически оптимизируется для вашего устройства. Ручные настройки помогут найти баланс между фантастической картинкой и высоким FPS.
Как я играл в World of Tanks Blitz на iPad
Около двух месяцев назад вышла World of Tanks Blitz — мобильная версия мегапопулярной многопользовательской онлайн-игры, созданной белорусской компанией Wargaming. Среди приглашенных к обзору журналистов оказалась и редакция AIN.UA. Мы решили повторить эксперимент одного российского издания, которое послало на недавний чемпионат мира в Бразилию журналиста, который не любит футбол. Обзор WoT Blitz написал человек, который почти не играет в видеоигры — особенно военные. Вот что из этого получилось.
Введение
Прежде чем перейти к, скажем так, обзору игры, нужно сделать несколько важных пояснений.
Все компьютерные игры в моей жизни можно пересчитать на пальцах обеих рук. Причем самыми большими пальцами будут онлайн-шахматы и судоку. В 2009 году я продал портативную приставку PlayStation (PSP), которая плохо влияла на мою работу и личную жизнь. На ней был только футбольный симулятор FIFA, но пару часов в день он отнимал у меня стабильно. Еще по несколько недель нормальной жизни у меня забрали «Ведьмак», Wolfenstein и Diablo II. Да и все, пожалуй.
А в десктопный World of Tanks я не играл никогда. Вообще ни разу. Зато, заглядывая через плечо, видел, как рубится в «Танки» сооснователь и CEO Wargaming Виктор Кислый, к которому в свое время я приезжал на интервью в Минск. Говорили мы, в основном, о бизнесе Wargaming и новых проектах компании, потому в детали танковых баталий не углублялись.
Тестирование военной игрушки совпало по времени с реальными военными действиями на востоке Украины. Это несколько напрягало, но также добавляло в игровой процесс неожиданные нотки, о которых еще будет сказано ниже.
Игра тестировалась на Apple iPad второго поколения. Пока играть в нее можно только на iOS-планшетах, но вскоре Wargaming обещает выпустить Android-версию.
Правила игры
World of Tanks Blitz — многопользовательская онлайн-игра. Для участия в ней нужно стабильное подключение к сети (юзеров с лажающим интернетом часто расстреливают, как слепых котят) и наличие других желающих поиграть. С последним проблем никогда не возникает. Игра в Blitz идет на нескольких серверах, меня по умолчанию отправили на тот, где играют наши соотечественники и другие выходцы с постсоветского пространства. Надо понимать, он самый массовый.
В профессии журналиста есть свои минусы, но и плюсы тоже есть. Например, в WoT Blitz можно играть по обычному аккаунту, можно по платному премиум-аккаунту, который дает определенные преимущества, а можно по пресс-аккаунту, который снимает в игре практически любые ограничения. За игровые кредиты и золото, которые достаются подписавшемуся на тестирование игры журналисту, можно увешать все свои танки самыми навороченными приблудами вроде маскировочной сетки (-25% к заметности неподвижного танка) или Ящика Колы (+10% ко всем навыкам экипажа). Впрочем, ни одна из приблуд не дает существенного преимущества над противниками в игре.
Новичку предлагается пройти очень краткий курс обучения длиной в пару минут. Лично я рассчитывал, что там подробнее расскажут о том, куда лучше стрелять и что бывает при попадании в ту или иную часть танка. Только через несколько дней игры я заметил, что пущеный в гусеницу вражеского танка снаряд часто сбивает ее и парализует движение боевой машины соперника. В неподвижную мишень стрелять удобнее, хотя сбитый трак не мешает врагу отстреливаться и параллельно заниматься быстрым ремонтом.
Залогинившись в игре, игрок попадает в ангар, где отдыхают от боев все его танки. Как я понял, обычный юзер начинает с простейшего танка и добывает себе прокачку, долгими часами набивая опыт в боях. У меня же было все и сразу — мог сразу играть танком любого уровня, включая премиальные машины. В игре есть три ветки танков — американские, советские и немецкие. В каждой ветке есть несколько типов танков (легкие, тяжелые), которые прокачиваются от первого до десятого уровня.
Когда танк выбран, заряжен и оборудован, можно идти в бой.
После непродолжительного подбора однополчан и врагов игровым алгоритмом, вы попадете на одну из восьми живописных карт. Пять из них довольно абстрактны (зимний «Эшелон» с железнодорожной станцией, «Форт», «Протока», «Рудники», «Карьеры»), остальные три отсылают к реальным локациям. Правда, называя карту «Балтийский щит» создатели игры вряд ли имели в виду тектонический щит на северо-востоке Европы. Но вот «Эль-Аламейн» и «Миддлбург» — вполне реальные города, ставшие ареной боевых действий Второй мировой войны.
Бои танков командные, семь на семь. Игровой алгоритм отряжает в бой примерно одинаковые по уровню танки (разброс не превышает двух левелов), но разные по своим игровым качествам. Таким образом, в каждой команде оказывается несколько легких маневренных танков, несколько средних и парочка неповоротливых монстров, стреляющих редко, но способных порешить вражеский танк одним-двумя выстрелами.
В начале каждой битвы команда обнаруживает себя в одном углу довольно обширной карты, команда соперника — в другом ее углу. Где-то посредине карты находится очерченный мелом круг с белым флагом — это так называемая база, которую можно захватить и удерживать. В битве возможны три исхода: полное уничтожение одной из команд, удержание базы в течение 100 условных единиц времени (чем больше союзных танков на базе, тем быстрее идет время) или ничья — если за семь минут не случилось ни первое, ни второе.
Историческая несправедливость состоит в том, что в одной команде играют и советские, и немецко-фашистские, и американские танки. Но никто не смущается, да и незачем.
Вы играете танком от третьего лица (можно переключиться на «снайперский» режим от первого лица). Большим пальцем левой руки управляете движением танка, правой — прицелом. Все довольно просто, пока не столкнешься с мастеровитыми соперниками.
Играть раком: плюсы, минусы, подводные камни
Начинал играть я, конечно же, на танках начального уровня, надеясь поднатореть и потом потягаться на равных с более опытными танкистами. Но в первые дни выгребал даже от таких же новичков, как сам. Говорят, на то, чтобы обжиться в World of Tanks Blitz, у неподготовленного игрока уходит 2-3 дня. А у того, кто раньше играл в десктопную версию — 2-3 часа. Где-то на третий-четвертый день я действительно осмелел и начал убивать врагов — иногда даже по несколько штук за сражение.
Вражеский Т-45 на мушке. Главное — не попасть в «своего» Т-45
Больше других мне приглянулись американские танки. На боевой машине второго уровня T2 Medium и премиальном танке пятого уровня Ram II я наиграл наибольшее количество часов. Из немецкой и советской веток тоже интереснее всего было играть премиальными танками III-VIII левелов: T-127, КВ 220 Бета-Тест, КВ-5, Dicker Max, T-25, Lowe, Panther/M10.
Если игроки начальных уровней не сильно отличались от меня своими умениями и были толерантны, то выше пятого левела я встретил настоящих снобов. Они быстро распознали во мне «рака» и не стеснялись говорить мне это прямо в лицо, точнее в дуло. Раком в «Танках» называют игрока, набившего (или купившего) немалый опыт, но так и не научившегося играть на высоком уровне. Для опытного противника рак — легкая мишень, неуклюжее существо, теряющее самообладание под обстрелом, для товарищей по команде — обуза. В самых топовых сражениях танков IX-X уровня, где бой может идти даже три на три, а не семь на семь, наличие рака в команде автоматически делает силы очень неравными. Бывало стыдно перед однополчанами, иногда я сразу предупреждал их в чатике, что играю плохо.
При этом премиальные танки, на которых я щеголял на высоких уровнях, вызывали у опытных игроков неподдельный интерес. Когда я появлялся на игровом поле в кабине немецкого Dieter Max или советского КВ-5, то-нибудь обязательно спрашивал, что за танк и откуда он у меня, а бывало даже описывал вокруг моей эксклюзивной железяки круги, чтобы рассмотреть ее в деталях. Соперники же начинали вопить «чтозанах», подозревая, что эксклюзивный супертанк сейчас порвет всех на куски. Но он не рвал. После того, как мой танк удовлетворял всеобщее любопытство, он получал пару тройку снарядов и отправлялся к праотцам. Примерно так, как Т-28 пользователя slavek99 на фото ниже.
Гибель танка на фоне живописной горной вершины
Через какое-то время мне надоело быть жертвенным ягненком и я спустился на средние и низкие уровни. Совсем другая история! Там я редко уходил с поля боя без трофея в виде одного-двух скальпов или захваченной базы. В одном из боев, находясь за рулем Ram II, я почти в одиночку разбил команду соперника, уничтожив пять их танков из семи. Начал получать разные индивидуальные награды — «Знак классности» различных степеней, «Спартанец», «Стрелок», «Бронебойщик», «Захватчик» и т. д.
Кульминацией моей танковой карьеры стала медаль Книспеля третьей степени, которая дается за 100 000 единиц суммарного нанесенного и полученного урона (подозреваю, доля полученного в этом достижении ощутимо больше). Примерно в этот момент я понял, что пора завязывать.
Эхо войны
Этот вопрос можно было бы обойти стороной, но я не буду. Поскольку игра военная и во многом архетипичная (СССР, фашисты, пиндосы), а на постсоветском пространстве возникают новые очаги вооруженных противостояний, все это находит свое отражение в игре. Нередки случаи, когда кто-то из игроков усердно примешивает в игровое противостояние политику. Например, некий умник с ником gibdd_samara уже на девятой секунде боя решил подзадорить себя и остальных призывом «На Киев!». Еще чуть позже он добавил к этому «Бей бандеру!» и еще несколько характерных ватных кличей. К сожалению, такие случаи в игре случаются нередко.
Наверное, самая правильная реакция на подобное — отсутствие всякой реакции. Но поскольку от просветления я все еще далек, то в особо успешных боях удержаться не мог. На скриншоте ниже — кульминация сражения на карте «Эшелон». Мой Т-127, убивший три вражеских танка, остался единственным из команды. Та же история у соперника — у них остался лишь Serega_ubivec на Т-46. Серега тоже хорошо повоевал в этом бою — от его рук полегло четыре моих напарника. Но его серьезно потрепанный танк уже ничего не мог сделать против моего небитого, надежно занявшего базу. Поэтому я нашел время похулиганить кличем «Слава Украине!». Тот же ФОКУС я повторил в еще нескольких боях. Пару раз мне отвечали «Героям слава!», а еще пару раз — не буду говорить что.
При всем при этом не стоит забывать, что World of Tanls Blitz — всего лишь игра.
Баг-репорт
За время тестирования (немногим более двух недель) я столкнулся в игре с парой проблем. Одна ерундовая, а вторая довольно существенная. Правда, я так и не выяснил, кто виноват в существенной и не рискну вешать всех собак на Wargaming — возможно, выкаблучивался мой iPad. Обо всем по порядку.
Сначала несущественная. На карте «Форт» я обнаружил «слепое пятно». Если подъехать в одном из мест карты к стене укрепления, то танк пропадает из видимости. Но это полбеды — он еще и теряет возможность оттуда выехать, торчит на месте и ничего поделать с этим невозможно. Пришлось дожидаться там, пока закончится бой.
Но то пустяки. А вот где-то через неделю после начала теста я разглядывал имеющиеся в моем ангаре танки и покупал для понравившихся моделей оборудование и снаряды. В какой-то момент меня выбросило из игры на домашнюю страницу iPad. При попытке вернуться в игру история повторилась — выбрасывало уже на входе в ангар. Помогла только переустановка игры.
Однако через несколько дней случилось то же самое. И снова из игры меня выбросило тогда, когда произошло существенное обновление информации на аккаунте — я усовершенствовал несколько танков новым снаряжением, поменял немного золота на кредиты — и бац, приехали, мы снова на рабочем столе iPad без возможности войти в игру. Всего из-за этой проблемы мне пришлось переустанавливать игру три или четыре раза.
Заключение
World of Tanks Blitz — хорошо сбалансированная игра, которая довольно сильно затягивает. Полным лузером чувствуешь себя лишь первый день, максимум два. Насколько я понимаю, десктопная версия требует куда большего задротства и вникания в тонкости военпрома середины XX века.
Обладать пресс-аккаунтом — круто, у тебя есть танки любого уровня любой ветки, ты можешь выстреливать самые дорогие снаряды в воздух сколько угодно и оснастить каждый игровой танк по последнему слову техники — мошна не опустеет. Но надо помнить, что ты король лишь в ангаре, а в самой игре на высоких уровнях тебя легко прихлопнут вместе со всеми твоими наворотами, да еще и посмеются вслед.
Чего я не попробовал — клановой игры, которая позволяет сформировать команду из своих друзей или знакомых и сражаться с такими же группами единомышленников. Но уже и не попробую — пора возвращаться к шахматам и покеру.
Эффективная стрельба
Без навыков эффективной стрельбы вы не сможете быстро прокачивать танки и собирать кредиты на покупку новых машин. А для того чтобы понять, как пробивать броню вражеских машин, нужно усвоить всего несколько простых правил:
- Наносите урон в борты и корму. Как уже было сказано выше, самым крепким местом в танке является лобовая броня. Чтобы увеличить вероятность пробития, вам нужно стрелять в более уязвимые места — борта и корму вражеских танков.
- Научитесь брать упреждение. Навык стрельбы по движущимся целям особенно пригодится на более высоких уровнях, когда скорости танков заметно вырастут.
- Выучите основные зоны пробития. Далеко не всегда вы сможете атаковать противников из удобных позиций. Поэтому важно выучить основные уязвимые зоны, которые одинаковы практически для всех танков. Обычно это нижний бронелист и командирские башенки. Выцеливать эти места лучше из снайперского прицела. Так, вы сможете бороться даже с тяжело бронированными противниками.
4. «Задротство» на последних уровнях
По своему опыту скажу, что максимальный интерес и удовольствие испытывал при игре на танках 6-7 уровней. Танки ездят шустро и быстро, стреляют в меру точно и часто, денег приносят много и регулярно.
Дальше танки становятся тяжелее, дольше сводятся и дольше перезаряжаются. Маневренность падает, а одно неверное действие может отправить игрока в ангар.
Цена ошибок повышается в разы, риск практически никогда не оправдывается. Проще занять заранее известную позицию и пытаться отстреливать противников, чем возглавлять атаку собственной команды.
В итоге перестрелки на танках последних уровней превращаются в унылое «задротство». Десять человек съезжаются в узкий проезд посередине карты, прячутся за углами и пытаются быстро высунуться для совершения выстрела.
При этом приходится еще и выцеливать миниатюрные люки, башни и другие уязвимые места противников. Так проходят восемь из десяти боев на подобной технике.
Идея для Wargaming: быстрее вводите в игру танки XI и XII уровней, стреляют пусть 1-2 раза за игру, а снаряд пусть стоит как половина танка.
Так выглядит обычная игра на танке X уровня: ждем 30 секунд для поиска игроков, ждем 30 секунд до начала сражения, 30 секунд едем к месту перестрелки, две минуты на полном зуме выцеливаем лючок на башне врага, две минуты ждем в ангаре окончание сражения.
После шальных матчей на средних уровнях, когда большинство боев приносят настоящее удовольствие, попадаешь в жалкое подобие киберспорта, когда нужно сопоставить прицел с движущейся точкой на экране и вовремя нажать на кнопку выстрела.
Какие сторонние игровые релизы в этом году заинтересовали? Каким уделили внимание?
Андрей: Ждал с нетерпением Cyberpunk 2077, но пока пришлось отложить его в сторону (на PC давно не играю, а консольная версия требует патчей, без которых не получить пока истинного удовольствия от игры). Ребята много сил вложили в игру, явно подустали, но нужно им еще поднапрячься, сделать так, чтобы игра смогла доставить всем игрокам те эмоции, на которые они рассчитывали.
Очень понравилась The Last of Us Part II. Это шедевр во всех смыслах. Мне кажется, эта игра должна стать эталоном качества производства консольных игр.
С удовольствием прошел ремастер Resident Evil 3. Еще раз отмечу, что мне лично очень нравится история с кардинальным обновлением старых игр. Это отличная возможность взглянуть на них по-новому.
Следующая игра в моем списке — Mafia. Игра передает невероятную атмосферу Америки времен сухого закона. Но я буду играть в нее на зимних каникулах только с оригинальной озвучкой (такое решение я принял, познакомившись с обзорам на игру на YouTube).
Сейчас я с удовольствием гоняю в SnowRunner. Люблю тему с внедорожниками и грузовиками. Считаю, что ребятам удалось игру поднять на новый уровень после Spintires/Mudrunner.
Наталья: Наверное, сейчас самый ожидаемый ответ — это Cyberpunk 2077. Но я на протяжении многих лет являюсь преданным поклонником серии Final Fantasy. Для меня настоящим подарком в этом году стал выход Final Fantasy VII Remake.
Новая игра
Вначале в команде вас было трое?
Уходили вдвоём. Потом были ребята, которые уходили третьими, пятыми, шестыми.
А СЕО кто?
У нас нет СЕО. Наличие тайтлов у человека не означает ничего. У нас довольно плоская структура. Есть, например, технический директор — человек, с которым советуются при принятии переломных решений, но под ним — только разработчики.
Юристов привлекали для регистрации компании?
Естественно. Одну из лучших белорусских юридических компаний. Чтобы закрывать риски и вещи, которые могут иметь двоякое трактование. Мы работаем по-белому. Хотим построить международную мощную компанию, в какой-то мере сравнимую с масштабом и силой Wargaming.
А коллеги как отреагировали на ваш уход?
Многие воспринимали как дауншифтинг — что может быть круче Wargaming в Беларуси? А потом мы объясняли свою идею, и кто-то к нам присоединялся. Так мы доросли до текущего состояния — 50 человек — и выпустили игру.
Какая экспертиза, приобретённая в Wargaming, пригодилась для работы над текущим проектом?
Практически вся. Я пришёл в Wargaming программистом, потом стал координировать интеграции. Чтобы выпустить игру в инфраструктуре Wargaming, нужно, чтобы она подружилась с кучей разных сервисов, которые скрываются за одним фронтендом. Моя задача была со стороны клиента «влить» игру во вселенную Wargaming. Также большая часть моей работы в компании была связана с аналитикой. Это был суперуникальный опыт. В Blitz Team я, помимо административки, продолжаю присматривать за инфраструктурой и выстраиваю аналитическую часть нашего бизнеса.
Большой плюс, что мы видели масштаб и понимаем, что нам надо будет пройти фазу роста. Многие компании на этом заканчиваются. То, что мы делаем сейчас — это фундамент. Его надо сделать крепким, чтобы он выдержал рост, когда мы сможем выйти на межгалактический уровень и покорить вселенную.
Какие-то вещи с точки зрения управления, разработки, подходов по работе с комьюнити мы попробовали в Wargaming, какие-то шишки набили ещё там. Но «давайте пилить так, потому что это было в Wargaming» мы точно не делаем.
Есть соревновательный момент с продуктами WG?
Мы делаем проект в другом жанре, это разные аудитории. Военная техника — это одно, живые человечки — другое. Своими конкурентами мы видим другие игры, например, Warface mobile, Call Of Duty mobile. И модель монетизации у нас не такая, как у World of Tanks — ориентируемся на подписочную модель. И наши показатели говорят, что небезосновательно.
К тому же — у нас картинка лучше! Мобильные «танки» написаны семь лет назад на технологиях того времени
Мы развивались, что-то переделывали, но у игры есть основа, и её сложно снести и переписать с нуля. Технологии менялись, телефоны тоже. Тут не достаточно сделать новый движок — старая моделька и на новом движке будет смотреться старой. Нужно поменять весь контент, что очень долго и дорого. И WG инвестировала в это огромные ресурсы. Мы же делаем игру сейчас, у нас есть некоторые преимущества, наша картинка выглядит объективно лучше. Через пять-шесть лет наш контент будет уже не таким клёвым, придут другие ребята и скажут: «Ваши подходы так себе, вот у нас новые технологии и качество картинки лучше».
Об игре World of Tanks Blitz
Особенности:
– Огромный мир танков: более 350 уникальных и эксклюзивных боевых машин с тщательно проработанными 3D-моделями. Исторически достоверная техника, экспериментальные танки по чертежам известных инженеров, бронированные монстры из популярных альтернативных вселенных;
– Динамичные сражения 7х7 с различными режимами на более чем 25 боевых аренах. Каждое боевое столкновение непредсказуемо, так как исход зависит от вас и вашей команды;
– Захватывающий экшен. Внутриигровые события с участием редких транспортных средств в качестве награды и сражений с совершенно другим игровым процессом;
– Стрелялка с развитой системой прокачки. Исследование техники от танков 1 уровня до чудовищных машин 10 уровня. Разное оружие, снаряжение, камуфляж и повышение шансов на выживание;
– Великолепная трехмерная графика, которая автоматически оптимизируется для вашего устройства. Ручные настройки помогут найти баланс между фантастической картинкой и высоким FPS.
Как получать меньше урона?
Для того, чтобы повысить эффективность в бою, усвойте базовые правила защиты и выживания:
- Используйте броню . Мощное бронирование способно защитить танк от входящего урона. Нужно понимать, что толщина броневых плит у разных машин отличается. Однако общие принципы одинаковы — лобовая проекция танка защищена лучше, чем борта и корма. Именно поэтому врагов всегда нужно встречать «лицом». При этом корпус танка лучше разворачивать под небольшим углом к противнику. Так вы повысите вероятность непробития и рикошета.
- Прячьтесь за ландшафтные укрытия. Кроме брони вашу боевую машину могут защитить естественные препятствия — складки рельефа, дома, большие камни и т.д. Умелое использование естественных преград повысит выживаемость танка в бою.
- Держите дистанцию. У всех орудий в World of Tanks Blitz есть такой параметр как разброс. Он напрямую влияет на точность стрельбы. Чем дальше находится цель, тем сложнее в нее попасть. Такую особенность можно использовать в свою пользу. Находясь от противника на дистанции более 150 метров, вы снижаете вероятность того, что враг сможет точно выстрелить в уязвимое место вашей машины. Например, пробить нижний бронелист или башню.
Как я играл в World of Tanks Blitz на iPad
Около двух месяцев назад вышла World of Tanks Blitz — мобильная версия мегапопулярной многопользовательской онлайн-игры, созданной белорусской компанией Wargaming. Среди приглашенных к обзору журналистов оказалась и редакция AIN.UA. Мы решили повторить эксперимент одного российского издания, которое послало на недавний чемпионат мира в Бразилию журналиста, который не любит футбол. Обзор WoT Blitz написал человек, который почти не играет в видеоигры — особенно военные. Вот что из этого получилось.
Введение
Прежде чем перейти к, скажем так, обзору игры, нужно сделать несколько важных пояснений.
Все компьютерные игры в моей жизни можно пересчитать на пальцах обеих рук. Причем самыми большими пальцами будут онлайн-шахматы и судоку. В 2009 году я продал портативную приставку PlayStation (PSP), которая плохо влияла на мою работу и личную жизнь. На ней был только футбольный симулятор FIFA, но пару часов в день он отнимал у меня стабильно. Еще по несколько недель нормальной жизни у меня забрали «Ведьмак», Wolfenstein и Diablo II. Да и все, пожалуй.
А в десктопный World of Tanks я не играл никогда. Вообще ни разу. Зато, заглядывая через плечо, видел, как рубится в «Танки» сооснователь и CEO Wargaming Виктор Кислый, к которому в свое время я приезжал на интервью в Минск. Говорили мы, в основном, о бизнесе Wargaming и новых проектах компании, потому в детали танковых баталий не углублялись.
Тестирование военной игрушки совпало по времени с реальными военными действиями на востоке Украины. Это несколько напрягало, но также добавляло в игровой процесс неожиданные нотки, о которых еще будет сказано ниже.
Игра тестировалась на Apple iPad второго поколения. Пока играть в нее можно только на iOS-планшетах, но вскоре Wargaming обещает выпустить Android-версию.
Правила игры
World of Tanks Blitz — многопользовательская онлайн-игра. Для участия в ней нужно стабильное подключение к сети (юзеров с лажающим интернетом часто расстреливают, как слепых котят) и наличие других желающих поиграть. С последним проблем никогда не возникает. Игра в Blitz идет на нескольких серверах, меня по умолчанию отправили на тот, где играют наши соотечественники и другие выходцы с постсоветского пространства. Надо понимать, он самый массовый.
В профессии журналиста есть свои минусы, но и плюсы тоже есть. Например, в WoT Blitz можно играть по обычному аккаунту, можно по платному премиум-аккаунту, который дает определенные преимущества, а можно по пресс-аккаунту, который снимает в игре практически любые ограничения. За игровые кредиты и золото, которые достаются подписавшемуся на тестирование игры журналисту, можно увешать все свои танки самыми навороченными приблудами вроде маскировочной сетки (-25% к заметности неподвижного танка) или Ящика Колы (+10% ко всем навыкам экипажа). Впрочем, ни одна из приблуд не дает существенного преимущества над противниками в игре.
Новичку предлагается пройти очень краткий курс обучения длиной в пару минут. Лично я рассчитывал, что там подробнее расскажут о том, куда лучше стрелять и что бывает при попадании в ту или иную часть танка. Только через несколько дней игры я заметил, что пущеный в гусеницу вражеского танка снаряд часто сбивает ее и парализует движение боевой машины соперника. В неподвижную мишень стрелять удобнее, хотя сбитый трак не мешает врагу отстреливаться и параллельно заниматься быстрым ремонтом.
Залогинившись в игре, игрок попадает в ангар, где отдыхают от боев все его танки. Как я понял, обычный юзер начинает с простейшего танка и добывает себе прокачку, долгими часами набивая опыт в боях. У меня же было все и сразу — мог сразу играть танком любого уровня, включая премиальные машины. В игре есть три ветки танков — американские, советские и немецкие. В каждой ветке есть несколько типов танков (легкие, тяжелые), которые прокачиваются от первого до десятого уровня.
Когда танк выбран, заряжен и оборудован, можно идти в бой.
После непродолжительного подбора однополчан и врагов игровым алгоритмом, вы попадете на одну из восьми живописных карт. Пять из них довольно абстрактны (зимний «Эшелон» с железнодорожной станцией, «Форт», «Протока», «Рудники», «Карьеры»), остальные три отсылают к реальным локациям. Правда, называя карту «Балтийский щит» создатели игры вряд ли имели в виду тектонический щит на северо-востоке Европы. Но вот «Эль-Аламейн» и «Миддлбург» — вполне реальные города, ставшие ареной боевых действий Второй мировой войны.
Бои танков командные, семь на семь. Игровой алгоритм отряжает в бой примерно одинаковые по уровню танки (разброс не превышает двух левелов), но разные по своим игровым качествам. Таким образом, в каждой команде оказывается несколько легких маневренных танков, несколько средних и парочка неповоротливых монстров, стреляющих редко, но способных порешить вражеский танк одним-двумя выстрелами.
В начале каждой битвы команда обнаруживает себя в одном углу довольно обширной карты, команда соперника — в другом ее углу. Где-то посредине карты находится очерченный мелом круг с белым флагом — это так называемая база, которую можно захватить и удерживать. В битве возможны три исхода: полное уничтожение одной из команд, удержание базы в течение 100 условных единиц времени (чем больше союзных танков на базе, тем быстрее идет время) или ничья — если за семь минут не случилось ни первое, ни второе.
Историческая несправедливость состоит в том, что в одной команде играют и советские, и немецко-фашистские, и американские танки. Но никто не смущается, да и незачем.
Вы играете танком от третьего лица (можно переключиться на «снайперский» режим от первого лица). Большим пальцем левой руки управляете движением танка, правой — прицелом. Все довольно просто, пока не столкнешься с мастеровитыми соперниками.
Играть раком: плюсы, минусы, подводные камни
Начинал играть я, конечно же, на танках начального уровня, надеясь поднатореть и потом потягаться на равных с более опытными танкистами. Но в первые дни выгребал даже от таких же новичков, как сам. Говорят, на то, чтобы обжиться в World of Tanks Blitz, у неподготовленного игрока уходит 2-3 дня. А у того, кто раньше играл в десктопную версию — 2-3 часа. Где-то на третий-четвертый день я действительно осмелел и начал убивать врагов — иногда даже по несколько штук за сражение.
Вражеский Т-45 на мушке. Главное — не попасть в «своего» Т-45
Больше других мне приглянулись американские танки. На боевой машине второго уровня T2 Medium и премиальном танке пятого уровня Ram II я наиграл наибольшее количество часов. Из немецкой и советской веток тоже интереснее всего было играть премиальными танками III-VIII левелов: T-127, КВ 220 Бета-Тест, КВ-5, Dicker Max, T-25, Lowe, Panther/M10.
Если игроки начальных уровней не сильно отличались от меня своими умениями и были толерантны, то выше пятого левела я встретил настоящих снобов. Они быстро распознали во мне «рака» и не стеснялись говорить мне это прямо в лицо, точнее в дуло. Раком в «Танках» называют игрока, набившего (или купившего) немалый опыт, но так и не научившегося играть на высоком уровне. Для опытного противника рак — легкая мишень, неуклюжее существо, теряющее самообладание под обстрелом, для товарищей по команде — обуза. В самых топовых сражениях танков IX-X уровня, где бой может идти даже три на три, а не семь на семь, наличие рака в команде автоматически делает силы очень неравными. Бывало стыдно перед однополчанами, иногда я сразу предупреждал их в чатике, что играю плохо.
При этом премиальные танки, на которых я щеголял на высоких уровнях, вызывали у опытных игроков неподдельный интерес. Когда я появлялся на игровом поле в кабине немецкого Dieter Max или советского КВ-5, то-нибудь обязательно спрашивал, что за танк и откуда он у меня, а бывало даже описывал вокруг моей эксклюзивной железяки круги, чтобы рассмотреть ее в деталях. Соперники же начинали вопить «чтозанах», подозревая, что эксклюзивный супертанк сейчас порвет всех на куски. Но он не рвал. После того, как мой танк удовлетворял всеобщее любопытство, он получал пару тройку снарядов и отправлялся к праотцам. Примерно так, как Т-28 пользователя slavek99 на фото ниже.
Гибель танка на фоне живописной горной вершины
Через какое-то время мне надоело быть жертвенным ягненком и я спустился на средние и низкие уровни. Совсем другая история! Там я редко уходил с поля боя без трофея в виде одного-двух скальпов или захваченной базы. В одном из боев, находясь за рулем Ram II, я почти в одиночку разбил команду соперника, уничтожив пять их танков из семи. Начал получать разные индивидуальные награды — «Знак классности» различных степеней, «Спартанец», «Стрелок», «Бронебойщик», «Захватчик» и т. д.
Кульминацией моей танковой карьеры стала медаль Книспеля третьей степени, которая дается за 100 000 единиц суммарного нанесенного и полученного урона (подозреваю, доля полученного в этом достижении ощутимо больше). Примерно в этот момент я понял, что пора завязывать.
Эхо войны
Этот вопрос можно было бы обойти стороной, но я не буду. Поскольку игра военная и во многом архетипичная (СССР, фашисты, пиндосы), а на постсоветском пространстве возникают новые очаги вооруженных противостояний, все это находит свое отражение в игре. Нередки случаи, когда кто-то из игроков усердно примешивает в игровое противостояние политику. Например, некий умник с ником gibdd_samara уже на девятой секунде боя решил подзадорить себя и остальных призывом «На Киев!». Еще чуть позже он добавил к этому «Бей бандеру!» и еще несколько характерных ватных кличей. К сожалению, такие случаи в игре случаются нередко.
Наверное, самая правильная реакция на подобное — отсутствие всякой реакции. Но поскольку от просветления я все еще далек, то в особо успешных боях удержаться не мог. На скриншоте ниже — кульминация сражения на карте «Эшелон». Мой Т-127, убивший три вражеских танка, остался единственным из команды. Та же история у соперника — у них остался лишь Serega_ubivec на Т-46. Серега тоже хорошо повоевал в этом бою — от его рук полегло четыре моих напарника. Но его серьезно потрепанный танк уже ничего не мог сделать против моего небитого, надежно занявшего базу. Поэтому я нашел время похулиганить кличем «Слава Украине!». Тот же ФОКУС я повторил в еще нескольких боях. Пару раз мне отвечали «Героям слава!», а еще пару раз — не буду говорить что.
При всем при этом не стоит забывать, что World of Tanls Blitz — всего лишь игра.
Баг-репорт
За время тестирования (немногим более двух недель) я столкнулся в игре с парой проблем. Одна ерундовая, а вторая довольно существенная. Правда, я так и не выяснил, кто виноват в существенной и не рискну вешать всех собак на Wargaming — возможно, выкаблучивался мой iPad. Обо всем по порядку.
Сначала несущественная. На карте «Форт» я обнаружил «слепое пятно». Если подъехать в одном из мест карты к стене укрепления, то танк пропадает из видимости. Но это полбеды — он еще и теряет возможность оттуда выехать, торчит на месте и ничего поделать с этим невозможно. Пришлось дожидаться там, пока закончится бой.
Но то пустяки. А вот где-то через неделю после начала теста я разглядывал имеющиеся в моем ангаре танки и покупал для понравившихся моделей оборудование и снаряды. В какой-то момент меня выбросило из игры на домашнюю страницу iPad. При попытке вернуться в игру история повторилась — выбрасывало уже на входе в ангар. Помогла только переустановка игры.
Однако через несколько дней случилось то же самое. И снова из игры меня выбросило тогда, когда произошло существенное обновление информации на аккаунте — я усовершенствовал несколько танков новым снаряжением, поменял немного золота на кредиты — и бац, приехали, мы снова на рабочем столе iPad без возможности войти в игру. Всего из-за этой проблемы мне пришлось переустанавливать игру три или четыре раза.
Заключение
World of Tanks Blitz — хорошо сбалансированная игра, которая довольно сильно затягивает. Полным лузером чувствуешь себя лишь первый день, максимум два. Насколько я понимаю, десктопная версия требует куда большего задротства и вникания в тонкости военпрома середины XX века.
Обладать пресс-аккаунтом — круто, у тебя есть танки любого уровня любой ветки, ты можешь выстреливать самые дорогие снаряды в воздух сколько угодно и оснастить каждый игровой танк по последнему слову техники — мошна не опустеет. Но надо помнить, что ты король лишь в ангаре, а в самой игре на высоких уровнях тебя легко прихлопнут вместе со всеми твоими наворотами, да еще и посмеются вслед.
Чего я не попробовал — клановой игры, которая позволяет сформировать команду из своих друзей или знакомых и сражаться с такими же группами единомышленников. Но уже и не попробую — пора возвращаться к шахматам и покеру.
Об игре World of Tanks Blitz
Особенности:
– Огромный мир танков: более 350 уникальных и эксклюзивных боевых машин с тщательно проработанными 3D-моделями. Исторически достоверная техника, экспериментальные танки по чертежам известных инженеров, бронированные монстры из популярных альтернативных вселенных;
– Динамичные сражения 7х7 с различными режимами на более чем 25 боевых аренах. Каждое боевое столкновение непредсказуемо, так как исход зависит от вас и вашей команды;
– Захватывающий экшен. Внутриигровые события с участием редких транспортных средств в качестве награды и сражений с совершенно другим игровым процессом;
– Стрелялка с развитой системой прокачки. Исследование техники от танков 1 уровня до чудовищных машин 10 уровня. Разное оружие, снаряжение, камуфляж и повышение шансов на выживание;
– Великолепная трехмерная графика, которая автоматически оптимизируется для вашего устройства. Ручные настройки помогут найти баланс между фантастической картинкой и высоким FPS.