Воинская честь» в WoT Blitz
«Воинская честь» в WoT Blitz
Старались, воевали почти семь минут. На поле остался один танк противника, да и тот «шотный», а единственный ещё живой союзник стоит без дела и даже не думает сражаться. В итоге соперник расстреливает лёгкую мишень и приносит своей команде победу, а вашей — поражение. Бывало такое?
Или вот, наоборот. Несколько противников пытаются зажать в клещи оставшегося последним союзника. Но он сражается как лев, отдувается за всю команду и разбивает неприятелей одного за другим. Понятное дело, ему вручат вагон опыта с кредитами и тележку медалей. Но ведь он заработал победу ещё и для вас, и порой хочется как-то отблагодарить такого игрока.
К обновлению 3.9 мы подготовили для вас «Воинскую честь» — систему жалоб и поощрений, с помощью которой вы сможете влиять на других игроков. А как именно влиять, сейчас расскажем!
- Пять звёзд
- Ставьте «лайк»
- С ними и чаю можно выпить!
- Да он !@#$%^& какой-то
- Зачем всё это?
- Запуск и настройка системы
Игра World of Tanks Blitz празднует 7 лет: новая графика, танки США, розыгрыш техники
Игре World of Tanks Blitz исполнилось семь лет. За это время пользователи на разных платформах скачали игру более 170 миллионов раз, а по количеству загрузок в мире Украина вошла в ТОП-5.
С релизом обновления 8.0 игроков ждут более реалистичная графика, новая ветка американских тяжелых танков, а также серия праздничных сюрпризов в честь дня рождения игры.
Графика
Благодаря физически достоверному рендерингу (PBR) похорошеют многие 3D-модели танков. Пять танков из новой ветки американских тяжей поступили в игру уже с PBR . Со временем на новое визуальное качество будут переводиться и 3D-модели остальных 370 машин World of Tanks Blitz. С обновлением 8.0 графическое отображение техники в игре станет гораздо ближе к реальности: при контакте с грязью или снегом танк останется грязным или заснеженным. А при погружении в воду машина станет не только чистой, но и мокрой (впоследствии поверхность танка высохнет).
Техника США
Новая ветка американских тяжелых танков включает в себя машины с VII по X уровень. При ее создании использовались проекты танков, разработанные исследовательской программой армии США середины XX века. Помимо типичных сильных сторон, таких как отличные углы вертикальной наводки и крепкая башня, некоторые «американцы» (IX и X уровней) могут выделяться фичей «аварийная гусеница», благодаря которой их крайне трудно обездвижить. Есть у них и другие нестандартные технические решения: например, у техники VII уровня двигатель расположен в башне.
Начиная с IX уровня обладателям американских «тяжей» предлагается выбор из двух орудий с барабаном на 2 или 3 снаряда. Одно орудие отличается более высоким разовым уроном и меньшим интервалом между выстрелами. Второе – менее продолжительным временем перезарядки барабана (и более высоким DPM), а также большими точностью и бронепробитием.
Ангар и режимы
По случаю 7-летия World of Tanks Blitz ангар на время превратится в парк аттракционов «Блицленд»! Посетители парка смогут выиграть уникальный танк V уровня Pz. IV «Гаргулья» и Kunze Panzer VII уровня в «Тире» (с 14 по 21 июня) и «Силомере» (с 21 по 28 июня). А с 21 июня на неделю откроется «Сувенирная лавка» с редкими товарами. Также на время в игру вернутся режимы-фавориты Mad Games и «Возрождение»!
Девушки, которые создают «Танки»: «Сейчас важнее то, что ты умеешь»
Пиар-менеджер компании Wargaming
Может показаться, что суровые мужские игры о железных машинах World of Tanks и World of Tanks Blitz с лязгом гусениц, взрывами, вздымающими вверх клубы земли, создают такие же суровые парни. На самом деле это далеко не так.
К созданию «Танков» прилагают руку сотни девушек, которые вносят свое видение в то, как необходимо развиваться проектам, чтобы радовать своих игроков. О том, как они попали в индустрию и как проходит их работа, в преддверии Международного женского дня мы спросили у четырех представительниц компании Wargaming.
Как вы попали в игровую индустрию?
Все началось с того, что я стала играть в World of Tanks на ПК. Мой парень играл в нее, и я решила попробовать, что же его в ней так вовлекает. В итоге очень увлеклась сама — механикой, прогрессом. А затем узнала о вакансиях в Wargaming и подала резюме. Тут как раз и пригодились мое образование и игровой опыт. Это помогло мне устроиться на работу. А затем, более шести лет назад, я перешла в World of Tanks Blitz, и с тех пор я там.
Я пришла в компанию в 2014 году, будучи студенткой 5-го курса. Это совсем не совпадало с моей специальностью — я кибернетик, окончила факультет прикладной математики. Так случилось, что я наткнулась на вакансию релиз-менеджера. Она мне показалось интересной. Затем успешно прошла собеседование, хотя опыта работы не было вообще никакого.
Поэтому мое появление в Wargaming — это полная случайность. Релиз-менеджер — это человек, который занимается планированием, организацией, проведением и контролем релизов. Сейчас я руководитель дисциплины проектного управления в «Танках», руковожу менеджерами, под управлением которых находятся проектные команды, разрабатывающие фичи и проекты.
У меня есть команда из 20 человек в Минске в прямом подчинении и в непрямом подчинении — в Праге и Киеве. Я участвую в построении процессов разработки, развиваю команду, контролирую результаты, выдаю обратную связь. Моя задача — строить коммуникационную дисциплину.
Я была начинающим специалистом. Нашла вакансию и откликнулась на нее, отчасти чтобы узнать, каково это, работать в игровой компании — не могут же там весь день играть в игры! Было интересно посмотреть специфику игрового тестирования. До этого я играла в «Танки», но не очень много, больше в World of Tanks Blitz.
В студенчестве играла в другие игры — онлайн-RPG типа World of Warcraft и Lineage. Потом живые хобби стали доминировать. В компании работаю чуть больше двух лет, занимаюсь функциональным тестированием геймплейных фич. Все новое, что появляется в клиенте игры, проходит через отдел, в котором я работаю. Мы также занимаемся тестированием звуков.
Я училась в техникуме на технолога стройматериалов. Однако после его окончания решила, что не хочу оставаться работать в этой сфере, и пошла за вторым образованием — в университет информатики и радиоэлектроники на заочное отделение «Вычислительные машины, системы и сети». С первого курса начала работать в компьютерном магазине, продавала компьютерную периферию.
Узнала про курсы QA в Itransition, поступила на них, а затем меня взяли на стажировку. Но, если честно, аутсорсинговая компания мне не понравилась, и я пошла работать в компанию с собственными продуктами в Melesta Games. Очень мне понравилось все, ребята классные.
Там я проработала почти два года, многие коллеги ушли в Wargaming и один из них предложил откликнуться на одну из вакансий там. Так я и попала в компанию в 2014 году — в день выхода World of Tanks Blitz 26 июня. На входе мне вручили безалкогольный мохито, и я отправилась оформляться.
Что входит в круг ваших задач?
Анна Мордовина: Моя команда работает с соцсетями и различными платформами, где общаются наши игроки. Там мы представляем команду разработки, отвечаем на вопросы пользователей, собираем фидбэк, жалобы на игру. А затем передаем все это разработке.
Таким образом, с нашей помощью до них доходит обратная связь, и мы вместе можем влиять на развитие игры. Мы должны понимать обе стороны и должны помочь каждой из них объяснить, чего хочет другая. Такая дипломатия — это наша работа.
Светлана Демидович: Я QA-инженер, тестировщик. Когда оформляется какой-то проект, назначается ответственный за качество. Я и есть этот ответственный тестировщик. Принимаю участие на всех этапах — от установления требований и выбора технического решения до выхода фичи в релиз.
Тестирую то, что относится к вебу, координирую работу других тестировщиков на проекте. Мои проекты — высоконагруженные веб проекты со сложной архитектурой, например внутриигровой магазин.
Многие игроки и разработчики World of Tanks — мужчины. Каково это работать в мужской игре, в мужском коллективе? Легко ли?
Анна Мордовина: Когда я регистрировалась, то специально выбрала ник, по которому не сразу поймешь, девочка я или мальчик (ник — Tortik). Сделала это специально, чтобы меня не донимали, мол, давай познакомимся, а сколько тебе лет и т. д.
В интернете к девочке относятся по-другому. Сначала более вежливо, фильтруют речь. Могут думать, что раз ты девочка, то не умеешь играть. И здесь необходимо поработать с этим недоверием, приходится своим игровым опытом доказывать, что играешь лучше многих.
На старте были такие проблемы. Сейчас все знают, что я играю много и хорошо, таких вопросов, что я девочка, не возникает. Так, в World of Tanks Blitz у меня свыше 55 тысяч боев и 59% побед. Следующая цель — добить до 60%.
Светлана Демидович: Когда я пришла в Wargaming, у нас в команде было две девочки. Но мне всегда нравилось быть в мужском коллективе. Даже с детства были ближе машинки, конструкторы, всегда любила чего-нибудь раскрутить. Мне проще с мужчинами. Даже в университету нас было всего две девушки в группе.
Могу поддержать разговор о турбодизеле, рыбалке и компьютерном «железе», мне это интересно. Вообще не вижу никакой проблемы самой заниматься своей машиной, собрать компьютер, повесить полку на стену, изучать «мужские» темы.
Татьяна Гаврукович: Так получилось, что когда я пришла в компанию, то была одной из первых девочек, которые вообще глубоко погружались в разработку. Остальные девочки были в HR, художницы, а вот на менеджерских ролях девушек не было. Поэтому в то время быть девушкой-менеджером в мужской команде было непросто.
Не в том плане, что были проблемы или препятствия, а потому, что каждый раз чувствовалась легкая неловкость, что ли. Не знаешь, как себя порой вести, когда они, например, шутят. Или крепкое какое словцо скажут. И ты думаешь: так, что делать — улыбаться, как все, или сказать, что шутка неудачная?
А в целом хорошо работается. Я сама структурный, четкий, логичный, менее эмоциональный человек, поэтому мне с парнями даже легче работается.
Татьяна Лукашевич: Мой отдел состоит из 21 человека, в котором из девушек — одна я. Но это не является для меня испытанием, я работала в женских коллективах, в смешанных 50 на 50, работала в силовых структурах. И могу сказать, что какого-то дискомфорта не испытываю.
Наоборот, меня тяготят вечные разговоры про маникюр, прически. Я, конечно, не готова перебрать движок своими руками, но есть же какие-то крайности, которые тоже делают женский коллектив не менее токсичным, чем мужской.
Мне кажется, что я нормально себя чувствую в таком окружении. Возможно, если бы на моем месте была тургеневская барышня, ей пришлось бы нелегко, не буду этого отрицать. Мне же дискомфорта это не доставляет.
Бывали, конечно, моменты, когда какое-то личное событие мотивирует надеть каблуки, юбку или короткое платье, и тогда мне сложно пройти по коридору так, чтобы дойти до своего рабочего места без комплиментов со стороны коллег по поводу моего внешнего вида. Сначала меня это внимание сильно смущало. Но потом все привыкли, все стало нормально.
За что ты любишь «Танки»?
Анна Мордовина: Буду говорить о своем проекте — World of Tanks Blitz. Игра интересная, мне нравится игровой процесс, темп игры, что ты за короткое время должна принимать решения, которые приведут тебя к победе. Мне нравится в ней дух соперничества.
Люблю наших игроков. Они всегда дают очень сильный эмоциональный заряд. Для меня игра — это часть работы, я учусь новому: приобретаю новые умения, знакомлюсь с новыми людьми. Игра открывает мне новые горизонты IT, а любовь к играм впустила меня в эту сферу, которая стала частью моей жизни.
Татьяная Гаврукович: Если честно, я играю только когда необходимо по работе. Например, когда выпускается моя фича. Я была менеджером проекта на обновлении 1.0. Это был большой релонч игры, новая графика, новые карты… Я отвечала за карты, их внутреннюю разработку. Как раз в тот момент я очень много играла.
А «Танки» я люблю за красоту картинки — получаю эстетическое удовольствие от того, как игра красиво сделана, от многих мелочей. А еще за стиль игры — она не агрессивная, не назойливая, в ней не чувствуется насилия, она больше для души, нежели для крепких эмоций. Позволяет и выпустить пар, и при этом ты не стреляешь в людей, кровь не хлещет.
Татьяна Лукашевич: Я больше люблю ивенты — для этого мы их и делаем. На мой взгляд, «топовый» и рвущий мое женское сердечко — это «Стальной охотник». Я участвовала в его разработке с самого начала, держала руку на его пульсе и считаю, что новые итерации делают его все лучше.
Чем измеряется, хороша игра или нет? Количеством адреналина! Чем больше адреналина дает почувствовать игра, тем больше она нравится игрокам. Я тоже адреналиновый наркоман.
«Танки» — это постсоветский феномен, один из глобальных, гремящих на весь мир проектов, которые зародились на маленьком клочке земли — мы смогли! И разрослись. Сейчас есть офисы в Киеве, Питере, Прага… Тысячи человек делают продукт, который известен во всем мире.
Есть ли сегодня принципиальная разница между мужским и женским миром или она стирается с каждым годом?
Таня Лукашевич: Я считаю, что это сильно зависит от конкретного человека. Если ты свои гендерные нюансы привносишь в работу, в рабочую идеологию, то, соответственно, ты и начинаешь вводить эту дифференциацию.
Это зависит от гибкости коллектива и гибкости конкретного человека. Я не стану разговаривать про скидки на платья с кучей пацанов, если в этом нет чего-то, что им интересно, или забавно, или смешно.
Таня Гаврукович: По поводу разделения, очевидно, что оно есть, но я в этом вижу скорее силу, чем недостаток. Мы разные, и у нас разные как сильные, так и слабые стороны — это позволяет друг друга дополнять и компенсировать.
Если мы все станем одинаковыми, и девочки, и мальчики, то это скорее будет нашим провалом, потому что мы не сможем решать сложные, комплексные, челленджевые задачи.
Светлана Демидович: Да, многое зависит от конкретных людей в коллективе. Я, например, очень боялась, когда к нам в команду стали приходить девочки. Мне казалось, что сейчас все распадется, превратится в женский коллектив.
А по итогу каждая девчонка, которая приходила, была классная в чем-то. Кто-то на мотоцикле гоняет, кто-то на скалодром ходит и еще чем-то увлекается. Все такие интересные!
Пользуетесь ли вы в коллективе тем, что вы девочки?
Анна Мордовина: Сейчас важнее то, что ты умеешь, твой опыт и твои рабочие скилы, а не твой пол. Вот раньше к тебе по-другому относились — потому что ты девочка.
Когда я пришла в компанию из 30 человек, нас было 2 девочки, и особое отношение чувствовалось. Но сегодня в моей работе все зависит от самого человека, а не от его пола.
Света Демидович: Мне кажется, я, наоборот, больше пытаюсь на себя брать. И в работе не могу представить, как можно использовать то, что ты девушка. Ну разве что можно кого-то попросить не грубить, да и то вряд ли.
Согласна с Аней: самое важное все-таки то, что ты умеешь. И на работе ты прежде всего профессионал и стараешься соответствовать этому.
Татьяна Лукашевич: Я лишена природного кокетства, умения строить глазки и вовремя что-то говорить или не говорить. Я прихожу на работу, чтобы работать.
У меня было такое, что мне надо у кого-то что-то спросить или попросить сделать, и тот, кто давал мне эту задачу, говорил, мол, иди договорись, ты же девочка. И я думаю: круто, и что?! Что я могу сейчас сделать? Только расплакаться, да и то это очень сложно для меня.
Единственное, что местами в мужских коллективах, в отличие от женских, иногда не хватает немного эмпатии. Но если абстрагироваться от личных вещей, то на работе ты работаешь, а эмпатию можно поискать в другом месте и компенсировать ее недостаток.
К слову, мне кажется, наоборот, когда ты, девушка, работаешь в мужском коллективе, тебя это стимулирует делать все с максимальной отдачей, чтобы доказать, что ты не хуже, а достойна точно так же трудиться, делать свою работу хорошо.
Не стоит думать, что вот сейчас я приду, похлопаю накладными ресницами — и все устаканится. Ты просто понимаешь, что надо впахивать, чтобы никому не пришло в голову, что ты пытаешься на чем-то выехать.
Быстро, быстрее, еще быстрее!
Странно, что World of Tanks Blitz стала доступна на Nintendo Switch только сейчас, ведь эта консоль идеально подходит для такой игры. Прежде всего потому, что на ней можно играть как на большом экране, так и в портативном режиме, используя дисплей самой консоли. При этом игра поддерживает как ввод с JoyCon или Pro Controller, так и сенсорное управление. Так что играть будет удобно всем: и консольным игрокам, и мобильным.
Геймплей полностью идентичен версиям с других платформ: проходим небольшое обучение, получаем стартовый набор техники и становимся в очередь на бой. Всего в игре семь режимов, начиная от классики с захватом базы и заканчивая безумными схватками на Луне с пониженной гравитацией. Список из тридцати доступных карт тоже перекочевал из других версий. С техникой также полный порядок: на выбор доступно более четырехсот моделей. Чтобы открыть все, потребуются годы!
Как уже было отмечено ранее, сражения в World of Tanks Blitz динамичные и веселые. После загрузки карты у игрока есть буквально несколько секунд, прежде чем на горизонте появятся противники. За это время можно успеть добраться до ближайшего укрытия, чтобы вести позиционную стрельбу, но многие игроки в «Блице» отсидке по углам предпочитают маневровый бой. Обе тактики по-своему хороши, и лучшие игроки стараются комбинировать их по ситуации.
Большое достоинство версии игры Nintendo Switch — это техническое исполнение. Игра стабильно работает в 30 FPS, и демонстрирует графику, которая почти не уступает PC-версии. Некоторые эффекты «порезаны», но в целом визуал на высоте. Разве что разрешение тут маленькое, всего 720p, но для экрана «Свича» этого более чем достаточно. При подключении к телевизору разрешение поднимается до 1080p. Это возможно благодаря увеличенному энергопотреблению от док-станции.
Стресс-тест на островах
Почему софт-лонч проводите на Филиппинах?
Этот рынок интересен для технического тестового запуска. Невысокая стоимость привлечения игроков, разнообразие устройств — от топовых до устаревших. Нестабильный интернет. Это помогает протестировать комфортность игры, когда у тебя плохое соединение, высокие пинги. Такой стресс-тест.
Какие результаты?
Мы планировали тихий запуск, а получили много отзывов, ролики на YouTube. Люди начали вступать в наши соцсети. Многие специально перелогинивались, меняли геолокацию в App Store, чтобы поиграть.
В чём отличие этого рынка от, допустим, американского?
Филиппинцы не платят — другой уровень жизни. Грубо прозвучит, но тесты такого рода обычно проводят в странах, где если ты окажешься, вдруг, не очень хорош, много не потеряешь. Это называется выжиганием аудитории. Если бы мы вышли сразу в Штаты и закралась бы ошибка… Это не значит, что мы филиппинцам оказали некачественный сервис. Это был полноценный релиз, и у нас нет серьёзных ошибок, за которые нам было бы стыдно.
Релиз делали под своим аккаунтом — мы не настолько параноидальны и богаты, чтобы скрываться. Мы — белорусская компания Blitz Team в филиппинском App Store.
Что сейчас представляет собой ваша команда? Костяк сохранился?
Костяк сохранился. У нас фулстек-команда: свои разработчики, художники, DevOps-специалисты, звуковик, режиссёр, маркетинг, команда по работе с комьюнити. Ушёл от нас за полтора года один человек.
Как управленчески и юридически выстраиваете коммуникацию/договор с сотрудниками, чтобы обезопасить себя, если кто-то решит уйти?
Мы не разрабатываем NDA, которое закроет возможность дышать нашим сотрудникам, если вдруг кто-то решит, что нам не по пути. Мы верим в людей. В плане администрации, бухгалтерии, ведения бизнеса у нас всё просто — мы делаем необходимый минимум и заключаем типовой договор с сотрудниками.
На данном этапе можем позволить себе эту роскошь — быть максимально открытыми
Понятно, что, когда мы вырастем, какие-то моменты ужесточатся и станут более бюрократизированными, это неизбежно. Если у кого-то получилось вырастить компанию иначе — приходите в комменты, пообщаемся.
Бывшее руководство не мешает работать?
Нет. Мы ведём диалог.
В позитивном ключе?
Когда как. Мы зла не держим. Wargaming — действительно великий проект. Они вывели Беларусь, как ИТ-страну, на новый уровень. И мы не первая компания, которая создана людьми, ушедшими из WG. И уверен — не последняя.
1. Заполните анонимную форму — 5 минут
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности
4. Получайте релевантные предложения
Портрет игрока виден издалека
И наконец, стоит немного описать тех, кто использует эти девайсы для игры в «мобильные танки». Вряд ли в мире найдется место, где не играют в World of Tanks Blitz. Порой встречаются игроки из таких стран, названия которых можно было услышать разве что на школьных уроках географии. Конечно, больше всего «танкистов» из самых больших стран, в которых мобильные устройства глубоко проникли в жизнь человека: Россия, Украина, Казахстан, Индия, США, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Польша и т. д. В то же время от региона к региону популярность у World of Tanks Blitz различна: так, например, в СНГ танковые баталии более популярны у мобильных геймеров, нежели в Северной Америке.
Если сделать общий портрет всех игроков World of Tanks Blitz, то это будет мужчина 15–35 лет, играющий на Android-устройстве, преимущественно во второй половине дня. Время, проведенное в игре, зависит в первую очередь от окружающей обстановки: это может быть короткая сессия на 1–2 боя во время поездки на общественном транспорте или ожидания в очереди, а может быть и долгая сессия на несколько десятков боев, совершенная в расслабленной обстановке вечером из дома.
Если же говорить о различиях между игроками разных стран, то наблюдается одна яркая особенность: игроки из СНГ-региона больше переживают за результативность боев и собственную эффективность, нежели игроки из Северной Америки и Европы, для которых на первом месте расслабленное времяпрепровождение и получение удовольствия от игры. Так что и цели в игре у «танкистов» из разных регионов отличаются: кто-то идет за фаном, а кто-то за самоутверждением.
Узнайте больше про игры от Wargaming:
Техника под управлением ИИ на низких уровнях боёв (боты)
Наша основная цель — это сделать так, чтобы новички играли с такими же новичками. Это поможет новым игрокам быстрее и комфортнее освоиться в игре. Однако в зависимости от сервера, времени суток и текущего состояния очереди балансировщику может не хватить игроков для формирования равных команд в боях I—V уровней, поэтому время ожидания может значительно увеличиться. Добавление техники под управлением искусственного интеллекта поможет игрокам быстрее отправиться в бой, а балансировщику сформировать команды. На заполненных серверах у вас будет меньше шансов встретить противников под управлением ИИ, но время от времени это всё равно может происходить.
** Мы хотим, чтобы присутствие в бою техники под управлением искусственного интеллекта было полностью прозрачным, и вы всегда могли легко отличить такие машины. У техники под управлением ИИ игровой никнейм всегда выделяется скобками (. ) в списках команд.
Отдельно отметим некоторые моменты, на которые следует обратить внимание в боях с техникой под управлением ИИ:
- Нанесение урона и уничтожение противника под управлением ИИ принесёт вам такое же количество опыта, как за нанесение урона и уничтожение техники реальных игроков.
- Как и в обычных боях, вы сможете получать награды и достижения, а также выполнять боевые задачи.
- После боя вы не сможете просмотреть статистику игроков под управлением ИИ.
*** Техника под управлением ИИ (боты) будет присутствовать только в тех редких боях I—V уровней для новых игроков, для которых балансировщику не хватит новичков и/или обычных игроков.
По нашим расчётам, бои с участием техники под управление ИИ должны быть относительно редкими: это зависит от времени суток и количества танкистов в игре.
Играть или нет?
Многие бывалые игроки давно забросили аккаунты в WOT, некоторые даже продают учетки за несколько тысяч, чтобы хоть как-то компенсировать затраченное на игру время. Новичков игра может захватить ненадолго, после чего наступает осознание проблем игры и разочарование.
WOT не ставит целью достоверно воссоздать танковые сражения, не пытается научить игрока разбираться в военной технике или подарить ему незабываемое ощущение от сражений на тяжелых машинах. Игра лишь медленно, но верно пытается развести на деньги, при этом уравнивая возможности большинства геймеров.
Я с большим удовольствием куплю какой-нибудь топовый проект в любимом жанре и потрачу время на изучение сюжета, а по возможности добью сетевой игрой вместо однообразных покатушек на танках.